Словообразование.
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого
из главных свойств.Речь - не только средство коммуникации,
но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями.
Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью:она формируется в процессе его жизни
в обществе.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи
проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи
занимает важнейшее место в современной логопедии,а вопрос о методике их развития
и коррекции становится одним из самых актуальных.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают значительные трудности
при выполнении заданий на словообразование.Особенно вызывают затруднения задания
с образованием глаголов и прилагательных.
Дети не знают названий детенышей животных в тех случаях,
когда они отличаются от названия взрослого животного.
Дети используют слова по аналогии: котенки, собачки, свинюшки и т.д.
Результаты диагностики показали необходимость ориентации коррекционной работы
по совершенствованию навыков словообразования.
Учителем-логопедом Курушиной О.В., и воспитателями группы «Веселый лучик»
Самсоновой С.П., Колесниковой Е.А. была разработана система коррекционно-развивающей работы
по развитию навыков словообразования,основанная на принципе взаимодействия
логопеда и воспитателя.
Нами были решены следующие задачи:
1. Подобрана серия дидактических игр, направленных на развитие навыков словообразования
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Проведена коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие активного словаря.
Игра «Большой - маленький»
(сравни и назови пары предметов: мяч - мячик, ножницы-ножнички,
пирамида – пирамидка, кукла-куколка и т.д.)
Игра «Образование названий детенышей животных и птиц».
Игра «Назови ласково, придумай блюдо»
(«У меня есть огурец и огурчик, я из них приготовлю огуречный салат»).
Образование притяжательных прилагательных.
В ходе организованной нами специальной коррекционной работык концу учебного года
большинство нарушений удалось устранить и существенно повысить уровень словообразования
у дошкольников с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа.
Учитель-логопед О.В. Курушина
|