Модель взаимодействия специалистов
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации Программы осуществляется в двух моделях организации образовательного процесса):
1 Совместная деятельность взрослого и детей:
1.1 Непосредственно организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Формы организации: игровые и развивающие занятия, беседы, образовательные путешествия и др. Отличаются наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками;
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2 Самостоятельная деятельность детей:
2.1 Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
2.2 Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип. Способ реализации комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». При этом в качестве видов тем выступают сезонные явления в природе и календарные праздники. Такой подход обеспечивает:
социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки к итоговому мероприятию (развлечение, выставка, тематическая акция и др.);
«проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;
технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к итоговому мероприятию – проведение итогового мероприятия, оформление и демонстрация продуктов совместного детско-взрослого творчества, подготовка к следующему и т.д.);
многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть тематических мероприятий повторяется в следующем возрастном под периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении итогового мероприятия);
выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную деятельность родителей воспитанников).
основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников дополнен содержанием, отражающим национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.
Организация в ДОУ образовательного процесса
Общие требования к проведению непосредственной образовательной деятельности:
Соблюдение гигиенических требований.
Длительность образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно.
Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой).
Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственной образовательной деятельности.
Максимально допустимое количество организованных образовательных форм должно соответствовать требованиям СанПиН.
Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с Учебным планом, который является нормативным актом ДОУ, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объём времени, отводимого на их проведение с детьми.
В учебном плане определено распределение количества занятий, дающее возможность образовательному учреждению использовать модульный подход. В структуре плана выделяется инвариантная (обязательная) и вариативная (формируемая ДОУ) часть.
Инвариантная часть частично реализуется через игровые и развивающие занятия, в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН к объёму недельной нагрузки непосредственной образовательной деятельности для дошкольников.
В учебный план непосредственной образовательной деятельности включены три направления в соответствии с реализуемой ДОУ примерной основной программой дошкольного образования «От рождения до школы», обеспечивающие познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют образовательные области, которые реализуются через разные виды организованной образовательной деятельности:
Реализация познавательно-речевого направления во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную деятельность, а так же во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
Реализация направления физического развития реализуется за счёт специально организованных физкультурных занятий, а также в свободной деятельности. Знания, касающиеся образовательной области «Здоровье», формируются в процессе общения с взрослыми, во время совместной деятельности с взрослыми, в бытовых процессах.
Реализация четвертого направления - социально-личностного осуществляется в игровой деятельности, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Возможные варианты интеграции образовательных областей определяет воспитатель группы при планировании работы.
В соответствии с СанПиН в конце декабря (во время проведения новогодних утренников) - начале январе для воспитанников организовываются двухнедельные каникулы, во время которых проводится непосредственная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период непосредственная образовательная деятельность не проводится. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, организованная деятельность в режиме дня и др. В соответствии с примерной основной программой дошкольного образования непосредственная образовательная деятельность в группах проводится с 1 сентября по 31 мая.